KAFKASSAM – Kafkasya Stratejik Araştırmalar Merkezi

  1. Anasayfa
  2. »
  3. Azerbaycan
  4. »
  5. Гюльмира Рзаева: «Сегодня мы наблюдаем, я бы сказала, агрессивную экспансию SOCAR на рынки за пределами Азербайджана»

Гюльмира Рзаева: «Сегодня мы наблюдаем, я бы сказала, агрессивную экспансию SOCAR на рынки за пределами Азербайджана»

Hasan Oktay Hasan Oktay - - 19 dk okuma süresi
708 0

Гюльмира Рзаева: «Сегодня мы наблюдаем, я бы сказала, агрессивную экспансию SOCAR на рынки за пределами Азербайджана»
image
Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) – крупнейшая компания страны.

Однако на этом она останавливаться не намерена. Как известно, сегодня SOCAR ставит перед собой достаточно амбициозные цели – превратиться в глобальный бренд (подробнее об этом в интервью президента компании Ровнага Абдуллаева по ссылке).

И слова не расходятся с делом. Уже сегодня SOCAR реализует многомиллиардные проекты за рубежом.

Об этом и других аспектах развития компании в нашем интервью с ведущим экспертом по энергетическим вопросам Центра Стратегических Исследований при Президенте Азербайджана, экспертом Оксфордского института энергетических исследований (Англия) Гюльмирой Рзаевой.

– Как Вы считаете, каковы шансы на успех и какую пользу получит страна и народ Азербайджана от подобной стратегии SOCAR?

– Вы знаете, что SOCAR – компания национальная, как говорят за рубежом, «National Oil Company». И у всех компаний такого рода схожая стратегия деятельности. Во всем мире.

Такого рода компании характеризуют тесно переплетающиеся отношения с правительствами. Все NOC – Qatargas (Катар), Saudi Aramco (Саудовская Аравия), «Газпром» (Россия) и пр., в том числе SOCAR, – учитывают в своей деятельности геополитические и геостратегические цели государств, которые они представляют. В своей инвестиционной деятельности, в инициируемых проектах.

Сейчас во всем мире происходят достаточно сложные процессы. За последние два года рыночная конъюнктура претерпела сильнейшие изменения, и, конечно же, SOCAR, как и любая другая компания, находится в процессе повторной оценки и корректировки своей бизнес-стратегии.

Но даже несмотря на все это, в стратегии SOCAR находится место для весьма амбициозных крупномасштабных, многомиллиардных проектов. Причем, не только в Азербайджане, регионе, но и далеко за пределами страны.

Мы видим, как SOCAR реализует крупные проекты в Европе, Юго-Восточной Азии. Компания SOCAR Trading, базирующаяся в Женеве и являющаяся крупнейшим в мире поставщиком легкой нефти марки Azeri Light, наращивает свое присутствие на зарубежных рынках, и на данный момент имеет представительства в Стамбуле, Дубае, Сингапуре, Лондоне и Монако.

Говоря же о пользе, которую получит Азербайджан и его граждане от подобной стратегии SOCAR, следует отметить, что успех любого проекта зависит от рыночной конъюнктуры и будущего развития рынка. Но, несмотря на сложную ситуацию на рынке, SOCAR ставит цель стать глобально интегрированной компанией с определенными долями в upstream и downstream проектах и операциях.

Насколько эти шаги оправданы, конечно, покажет время. Но я подчеркну, что SOCAR, безусловно, учитывала волантильность рынка, его конъюнктуру. Ведь принимая решения об инвестировании в многомиллиардные проекты в сфере нефтехимии, будь то в нашей стране или Турции, следует учитывать сегодняшние реалии на рынке сбыта нефтехимической продукции – спрос, цены и пр.

Я думаю, что, несмотря на текущую ситуацию, конъюнктура данного рынка благоприятная с точки зрения падения цен на первичное сырье. Это позволяет компаниям инвестировать в нефтехимию меньше денег и, экономя на закупке сырья, а в последующем продавать продукцию по более высоким ценам.

Учитывая ситуацию, сложившуюся в мире, а также рыночную конъюнктуру, реализуемые многомиллиардные проекты SOCAR можно охарактеризовать не только как «амбициозные» и «глобального масштаба». Эти проекты – в основном, downstream (переработка и реализация углеводородов), – вносят огромный вклад в процесс трансформации SOCAR из компании национальной в транснациональную, то есть, компанию международного масштаба.

И если внутри страны SOCAR реализует upstream (разведка и добыча), midstream (транспортировка) и downstream (переработка и реализация углеводородов) проекты, то за рубежом ею отдается предпочтение downstream-у, что вполне оправданно.

– Действительно, SOCAR, наряду с уже имеющимися upstream операциями, активно инвестирует в downstream. Причина, как считают в компании, в необходимости диверсифицикации портфеля компании. Насколько актуальна подобная диверсификация инвестиций в проекты? Что говорит об этом международный опыт?

– Диверсификация портфеля одной компании, но такой крупной и значимой, как SOCAR, жизненно необходима.

Тем более, на фоне сложившейся рыночной ситуации. Благодаря downstream проектам, SOCAR сможет экспортировать продукцию с добавленной стоимостью, которая, безусловно, дороже, чем используемое для их производства сырье – нефть и газ. Основная цель SOCAR в реализации downstream проектов – увеличить прибыль. Экспорт продукции с добавленной стоимостью – всегда выгодный бизнес. Это касается и электроэнергии.

Поэтому я думаю, что это очень мудрое решение – диверсифицировать инвестиционный портфель, а значит, портфель прибыли, за счет downstream. И, конечно же, выгоднее осуществлять такого рода инвестиции за пределами страны, в частности, в Турции, которая имеет выход к морям, следовательно, доступ к мировым рынкам.

К тому же в самой Турции, а также в регионе Юго-Восточной Европы мало крупных производителей нефтехимической продукции и нефтепродуктов.

– SOCAR активно участвует в реализации проекта строительства Южного газового коридора (ЮГК). Насколько значимым является этот проект для Азербайджана, его партнеров и Европы в целом? Очень многие связывают этот проект с какими-то геополитическими интересами и пр. Однако Азербайджан на различном уровне неоднократно подчеркивал, что проекты, инициируемые нашей страной, следует рассматривать в экономической плоскости – главное, чтобы они принесли экономическую выгоду стране и народу. Как бы Вы оценили значение этого проекта? Можно ли назвать его новым «Контрактом 21-го века» для нашей страны?

– Как я упоминала выше, все национальные нефтяные компании – в мире такая практика – исторически служат политическим интересам государств, которые они представляют. И очень часто NOC используют в качестве рычага для достижения каких-то политических или геополитических целей. Но руководством Азербайджана никогда не ставилась цель использовать проект Южного газового коридора в таких целях.

ЮГК – это, в первую очередь, коммерческий проект. Для всех семи стран, которые в нем участвуют, в том числе для Азербайджана.

Для нас Южный газовый коридор – это путь в будущее. Азербайджан и его партнеры по проекту инвестируют средства в размере $40 млрд в достаточно сложную газовую инфраструктуру, которая долгое время будет служить интересам всех участников проекта. Азербайджан получит возможность для вывода «большого» газа с месторождения «Шахдениз» на мировой рынок, что, в свою очередь, сыграет свою незаменимую роль в диверсифицикации маршрутов поставок «голубого топлива» в Европу.

Если же посмотреть далеко в будущее, то мы увидим, что даже когда газа с «Шахдениза» уже не будет, через инфраструктуру ЮГК можно будет транспортировать, как мы говорим, «газ будущего поколения». Это будет газ, получаемый с новых месторождений Азербайджана, которые сегодня еще только находятся на стадии начальной разработки или разведки.

Ну а если после 2050 года у нас вообще закончится газ, и Азербайджан не будет заниматься его добычей, инфраструктура ЮГК все равно будет приносить нашей стране прибыль, поскольку будет возможность организации экспорта по коридору газа соседних стран. Среди потенциальных поставщиков «голубого топлива» для ЮГК – страны Центральной Азии, Средиземноморья, Иран, Ирак и пр.

То есть, эта инфраструктура будет служить народу Азербайджана еще много-много лет.

Безусловно, Южный газовый коридор можно назвать «Новым Контрактом века» для Азербайджана, поскольку он принесет нам очень большую экономическую и финансовую выгоду.

Если же говорить и значимости Южного газового коридора для стран-импортеров газа, то здесь следует отметить, что этот проект является стратегически важным для Европы, которая уже достаточно длительное время пытается диверсифицировать источники и маршруты газовых поставок.

И до сих пор эти попытки были безуспешными. Если посмотреть на данный момент на источники газовых поставок в страны Европы, то мы увидим, что они не изменились, остались такими же, как и, скажем, десятилетие назад. На данный момент самым реальным и, что самое важное, новым источником газа являются азербайджанское месторождение «Шахдениз» и Южный газовый коридор. Несмотря на то, что Европа окружена странами, располагающими немалыми нефтяными и газовыми резервами, никого иного реального проекта на сегодняшний день просто не существует.

Азербайджан, который уже приступил к реализации проекта ЮГК, который создает для Европы стратегически важную возможность – закупать альтернативный газ и по альтернативной цене, договариваться о лучшей, выгодной для них цене с другими поставщиками.

– Раньше ГНКАР (именно так раньше называлась компания) ассоциировалась исключительно с нефтью. Затем, параллельно с появлением бренда SOCAR, на передний план стал выходить и газ. Как отмечал Президент Ильхам Алиев, Азербайджан (а вместе с ним и SOCAR) в плане энергоресурсов – это уже не только нефть, но и газ. Однако, как уже отмечалось, SOCAR теперь активно занимается ритейлом (взять те же заправки в Швейцарии), трейдингом (SOCAR Trading), вкладывается в нефтепереработку и нефтехимию (проекты в Турции)… Компания уделяет большое внимание поддержке молодежи, выделяет стипендии и активно поддерживает спорт и здоровый образ жизни. По-вашему, каким мы увидим бренд SOCAR в ближайшем будущем?

– Не всегда проекты национальных нефтяных компаний являются чисто коммерческими. В своих странах госнефтекомпании выполняют важные социально-экономические функции, осуществляя крупные капиталовложения в некоммерческие проекты.

К сожалению, они должны конкурировать с проектами вполне экономическими – за бюджет, за капитал, за инвестиции… Хотя деньги, вкладываемые в такие инициативы, могли бы быть потрачены на коммерчески привлекательные проекты и принести прибыль.

Тем не менее, инвестирование в образовательные, культурные, молодежные, спортивные и социальные проекты входит в обязанности любой национальной нефтяной компании. Такова общемировая практика. И эти инвестиции приносят огромную пользу стране и народу.

Тем не менее, SOCAR четко следует поставленным задачам, вкладывая серьезные средства в некоммерческие проекты социальной направленности. Это очень важный сегмент деятельности SOCAR. Тем самым компания приносит большую пользу обществу.

Однако отдельно стоит отметить активную поддержку спорта. Спонсируя спортивные мероприятия, в том числе крупные, международного значения, SOCAR создает задел на будущее.

К примеру, выступая партнером УЕФА, компания инвестирует в такую важную составляющую успеха, как узнаваемость бренда. Футбольные матчи смотрит весь мир. Поэтому спонсорская поддержка Чемпионата Европы по футболу Евро-2016 и других соревнований очень позитивно повлияет на репутацию компании, причем, на международном уровне. Эту задачу должна выполнить каждая компания. И когда SOCAR инициирует крупные, стратегически важные для страны проекты в той же Европе или других странах, или пытается получить долгосрочные кредиты на выгодных условиях, такие нюансы, как узнаваемость и репутация бренда, влияют на бизнес-операции и успешность сделок компании, в том числе кредитных.

Спонсирование Евро-2016 – своевременное и очень мудрое, решение, поскольку сегодня перед нами стоит задача инвестировать за рубежом, в частности, в Европе, и получить долгосрочные кредиты для проекта «Южный газовый коридор».

Что касается downstream, ритейла и трейдинга SOCAR. Сегодня мы наблюдаем, я бы сказала, агрессивную экспансию SOCAR на рынки за пределами Азербайджана. Инвестиции в крупные проекты в таких странах, как Швейцария, говорят о том, что у компании есть «international vision», международное видение, и она успешно превращается в международную нефтяную компанию. Причем, SOCAR занимается трейдингом нефти и нефтепродуктов несколько лет, и не только в Швейцарии.

Также я уверена, что на сегодняшний день для SOCAR было бы выгодным и стратегически важным участие в LNG-трейдинге, поскольку сейчас наблюдается активная продажа сжиженного газа во всем мире. Она превращается в весьма выгодный бизнес. В Европе сжиженный газ пока не может конкурировать с трубопроводным. Но я думаю, что это всего лишь вопрос времени, и ситуация изменится. В Азии торговля LNG очень выгодна, и у SOCAR есть планы заниматься трейдингом сжиженного газа. Инвестиции в LNG-проекты только увеличат долю присутствия компании на глобальном рынке, дадут SOCAR большие возможности для расширения бизнеса и увеличения прибыли.

То же самое касается продаж SOCAR нефтепродуктов, нефтехимической продукции, электроэнергии. Офисы компании могут торговать многими наименованиями продукции с добавленной стоимостью. И если все эти проекты претворятся в жизнь, то есть, осуществятся самые амбициозные планы, то уже в среднесрочной перспективе национальная компания SOCAR превратится в глобальную, с дочерними структурами во многих странах мира, а ее бренд – «SOCAR» станет поистине международным.

Беседовала Алена Салаева

İlgili Yazılar

Bir cevap yazın

E-posta hesabınız yayımlanmayacak. Gerekli alanlar * ile işaretlenmişlerdir